СНГПограничная служба России«Из века в век наша забота была не о том, Все мы стали пограничникамиОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ В ЗЕЛЕНОЙ ФУРАЖКЕ В НАШЕЙ стране всегда характеризовалось уважением и даже восхищением. Разумеется, многое мы узнавали из книг, кинофильмов, рассказов и скупых официальных сообщений газет и журналов. И все же главное и основное содержание деятельности пограничной службы оставалось как бы в тени, до тех пор, пока проблемы границы не заявили о себе во весь голос после распада СССР. Пограничники первыми, как и в 1941 году, ощутили на себе попытки неприятеля с оружием в руках посягнуть на суверенитет и безопасность государства. Правильно говорится, «крепость государства проверяется на границе». Особенно потрясла меня, да и многих наших граждан, эта «проверка» летом 1993 года. Тогда 13 июля практически была расстреляна целая застава Московского погранотряда. Пограничники героически стояли насмерть. Но силы были неравны. Застава, оборудованная в советское время в достаточно спокойном для того времени месте, оказалась очень удобной для нападения, когда отношения между государствами резко изменилась. Тогда на этом участке таджикско-афганской границы погибло более двух десятков наших Молодых парней. Затем были убийства пограничников и нападения на них на других участках государственной границы. Шла самая настоящая необъявленная война против этих мужественных людей в зеленых фуражках. Враг не останавливался ни перед чем, даже перед убийством членов семей пограничников. Так, в г. Каспийске ночью вместе с членами семей был взорван жилой дом пограничников... Осознавая всю глубину опасности, которая нависла над нашими границами, многие политики и государственные деятели, а также общественные движения стремились оказать помощь нашим пограничникам. Не остались в стороне и депутаты Государственной думы. В частности, была создана внефракционная группа «Границы России». Мне посчастливилось принять участие в работе этой группы88. Мы часто выезжали на государственную границу, детально изучали условия службы и быта пограничников и членов их семей. Итоги наших поездок обсуждались в Государственной думе. Материалы законодателей активно использовались в принятии соответствующих мер на уровне правительства и властей приграничных субъектов федерации89. У нас сложились хорошие отношения с руководством ФПС и, в частности, с директором Федеральной пограничной службы Российской Федерации генералом армии Андреем Ивановичем Николаевым. Надо отдать должное его целеустремленности, настойчивости и энергии. По существу, он и его соратники спасли ведомство от модного тогда развала и потери боеспособности. В отличие от других силовиков он бесконечным разговорам о реформирования противопоставил подлинное реформирование пограничной службы. В результате была создана служба, которая в новых условиях достаточно эффективно отстаивала интересы государства на границе. Это и другое позволило мне очень многое узнать о пограничной службе и проникнуться еще большим уважением к людям этой мужественной профессии. Скажу больше. Через призму тех задач, которые решала группа, и общих мероприятий, которые проводились совместно с Федеральной пограничной службой России, удалось увидеть много нового и по-новому оценить ситуацию, в которой мы оказались... Прежде всего, с высоты проблем, с которыми столкнулись пограничники, пришлось убедиться, что обещанное «новым политическим мышлением» благоприятное международное положение оказалось злой издевкой на фоне череды вооруженных конфликтов и войн, которые прокатились огненной волной по планете, не оставив в стороне территорию бывшего Советского Союза. Внешняя среда оказалась не такой благожелательной и снисходительной к нашим сугубо внутренним проблемам. Кроме того, существуют силы, стремящиеся использовать наши слабости и разногласия исключительно в своих целях. Политика удержания России, да и ее соседей в режиме управляемого паралича нашла немало сторонников. На этот счет наша внефракционная группа «Границы России» обладала огромным массивом фактического материала. Так, в частности, нам стали известны специальные программы исследования возможностей интеграции бывших республик СССР в новое государственное образование. Например, программа РУБК (Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан). Изучение этой четверки не случайно и продиктовано вполне конкретными стратегическими интересами. На Западе боятся объединения этих четырех государств, так как по своей мощи новое образование, по признанию разработчиков программы, «не будет уступать бывшему Советскому Союзу». Знакомясь со спецификой пограничной службы на западе и востоке, севере и юге, на море и суше, удалось более рельефно увидеть особенности геополитического положения России и те особенности, которые нужно было учитывать в пограничной политике. Если взять цифры и факты, вооружиться карандашом и бумагой и попытаться изложить эти особенности, то получится очень внушительная и пестрая картина, на которой отчетливо предстанет весь набор этих особенностей. Первая особенность. Огромная территория и большая площадь соприкосновения с внешним миром. Россия граничит с 16 государствами, совершенно различными по государственному устройству, экономическому развитию, истории, национальному признаку и различной политикой, проводимой по отношению к ней. Здесь есть кандидаты в НАТО и противники альянса. Вдуматься только: протяженность границ составляет 61031,29 км. При этом сухопутный участок границы составляет 14420,95 км, речной и озерный – 1802,84 км, морской – 38807,5 км. Исключительная экономическая зона составляет 9 млн. кв. км. Характер соприкосновения с внешним миром сильно дифференцирован. Но это еще не все. Из 89 субъектов Российской федерации, которые растянулись с запада на восток по 12 часовым поясам, 45, то есть 51 процент, являются приграничными. Аналитики из ФПС обратили наше внимание на то, что будет ли этот широкий пояс приграничных субъектов поясом верности федеральному центру или превратится в бикфордов шнур сепаратизма – проблема отнюдь не абстрактная. Огромная площадь соприкосновения с внешним миром, выходы на транспортные коммуникации и био- и энергоресурсы потребовали не просто пограничной службы, а мощной пограничной индустрии, направленной на эффективную реализацию геополитического потенциала государства. Вторая особенность заключается в том, что возникло противоречие между огромным пространственным геополитическим калибром и возможностями по его использованию. Первыми это противоречие ощущают на себе пограничники. Сегодня им прибавилось работы, поскольку появились 13 тыс. новых необорудованных участков границы. Само по себе это противоречие не является исторической новостью для России. В качестве иллюстрации можно привести следующие примеры «геополитического дыхания» России на Балтике. Царская Россия имела на Балтийском море границу протяженностью в 2400 км. Советская Россия в десять раз меньше – 240 км. Советский Союз – 2000 км. Российская Федерация – 618 км (138 км в Калининградской области и 480 км в Ленинградской области). Это противоречие пытаются использовать многие дальние и ближние соседи России, начиная от США и кончай странами Балтии, начиная от традиционных претендентов на территорию России и кончай расхитителями биоресурсов, материальных и культурных ценностей. Третья особенность. Разрушение прежней системы мирового устройства вызвало новые и стимулировало старые явления, которые представляют угрозу безопасности всем государствам. Терроризм, организованная преступность, незаконный оборот наркотиков, разного рода экстремизм, экологические бедствия и катастрофы как техногенного, так и социального характера - стали реальностью нашего дня. Примеров на этот счет более чем достаточно. Вот только факты из служебных будней ФПС. Так, в 2000 году пограничниками России пресечена противоправная деятельность на границе и приграничной территории 150 преступных групп различной направленности. В этой связи хотелось бы отметить некоторую закономерность. Несколько лет тому назад российские пограничники провели исследование: проследили изменение цен на наркотики, и вот что получилось. Килограмм опия сырца в Хороге стоит 100 долл. США, в Оше 1,5 тыс. долл., в Бишкеке – до З тыс. долл., в Москве 8 – 10 тыс. долл., а в Западной Европе – от 10 до 15 тыс. долл. Спрашивается, что или кто является «движущей силой», источником этих деяний? Россия? Нет. Россия сегодня только «проводник» с небольшим сопротивлением. Причем через Россию транзит наркотиков составляет около 12 процентов, остальные – по другим каналам. Главным образом через Ближний и Средний Восток. Обращает на себя внимание совпадение мест производства наркотиков, маршрутов наркокурьеров с цепью происходящих вооруженных конфликтов и террористических актов. Так, в Афганистане производится наркотиков на сумму от 40 до 45 млрд. долл. Именно здесь укрывается международный террорист Усама бен Ладен и здесь расположены лагеря для подготовки террористов91. Следовательно, если цивилизованные страны намерены действительно решать проблемы борьбы с наркобизнесом, а работорговлей, го необходима координация усилий с российскими правоохранительными органами и спецслужбами. Четвертая особенность. Изменения геополитического характера вызвали череду вооруженных конфликтов, рост организованной преступности. Остро обнажилась проблема военной безопасности России ее соседей. Поскольку моей родиной является д. Четбулак Джувалинского района Южно-Казахстанской области, я невольно обратила внимание на границу России с Казахстаном. Она составляет 7600 км. Самая протяженная граница! Причем территория Казахстана, образно говоря, вдавлена в тело России и делит ее территорию на два огромных куска: европейский и азиатский. При этом в приграничной зоне оказываются важные стратегические объекты и позиции Поволжья, Урала и Западной Сибири. Достаточно сказать, что около 90 процентов энергоресурсов добывается в Западной Сибири, а научный и промышленный потенциал Приволжского и Уральского федеральных округов соизмерим с аналогичным потенциалом целых государств. В свою очередь, как мне пояснили специалисты Генерального штаба ВС России, сама территория Казахстана с ее огромными степными районами и точечным расположением стратегически важных объектов очень неудобна для организации обороны. И если, не дай Бог, осуществится с юга прорыв экстремистских сил по типу «Талибана», то в одиночку Казахстан не выдержит этот натиск. К тому же, как показал горький опыт Афганистана, этот натиск будет сопровождаться террористическим актами, волнами беженцев, массовыми нарушениями правопорядка. Вероятность такого прорыва возрастет в случае обострения ситуации на южных границах Казахстана, усложнения внутреннего положения и возникновении проблем на границах с Россией. Теперь вспомним динамику и направленность развития конфликта на афгано-таджикской границе в 1993 – 1994 гг. Расстрел 12-й заставы Московского погранотряда – это была проба военной безопасности как Таджикистана, так и России, И если бы не удалось решительными действиями пресечь эти попытки, то стремительно возникшее и к тому времени окрепшее движение «Талибан», хозяйничающее в Афганистане, устремилось бы на север. К этому времени на Кавказе ускоренными темпами внедрялся ваххабизм, а если точнее, то под его знаменем мощное экстремистское движение, призванное дестабилизировать ситуацию на Северном Кавказе и нанести удар России с юга. К этому следует добавить совпадение бурных проявлений сепаратизма в ряде субъектов федерации после известного предложения «глотать суверенитета столько, сколько сможете». В итоге наметились контуры мощного клина от Северного Кавказа до Таджикистана (с учетом уязвимых стратегических позиций Казахстана), который создавал потенциальную угрозу целостности России и безопасности всего региона. К счастью, ситуацию удалось переломить и за это заплачена огромная цена жизнями наших граждан: кто погиб в вооруженной борьбе против экстремистов, кто стал жертвой терактов в Каспийске, Буденновске, Буйнакске, Астрахани, Москве и других городах России. Между прочим, обстановка на таджикско-афганской границе и сегодня требует от пограничников высокого профессионализма, бдительности и боевого мастерства. О напряженности службы красноречиво говорят следующие факты. Только в 2000 году российскими пограничниками в Таджикистане предотвращено более 100 вооруженных попыток прорыва боевиков и наркокурьеров, задержано около 300 нарушителей границы, более 3 тонн наркотических веществ. Причем количество изъятых наркотиков превысило уровень 1999 года более чем в пять раз. Это значит, что опасность полностью не ликвидирована. Технология использования вооруженных конфликтов малой интенсивности по всему периметру границ России с учетом огромного потенциала расширившегося НАТО на Восток, способного воздушно-космическими операциями достать нас вплоть до Урала, очень соблазнительна в отношении государства, испытывающего нелегкие времена во всех областях жизни, в том числе и обороне. Как мне пояснили военные специалисты, области и регионы, оказавшиеся на этом стыке двух сред федерации, превращаются в чрезвычайно важные опорные пункты развития и бастионы обеспечения безопасности и обороны государства Российского. Словом, пограничная политика России имеет стратегическое значение для сохранения, выживания и развития нашей Родины. Площадь соприкосновения с внешним миром достаточно огромна, и это внешнее воздействие прямо и опосредованно оказывает давление на всех и каждого гражданина. А если учесть еще то обстоятельство, что Россия находится на переломе веков, общественного устройства, то граждане ее, кроме всего прочего, стали невольными пограничниками истории страны. А коль скоро все мы стали пограничниками, и от нас во многом зависит охрана и оборона государственных и исторических границ России. Не исключено, что опыт пребывания в качестве пограничников страны и ее населения будет востребован и другими странами. Время стабильности, международной и внутренней уравновешенности прошло. Россия с головой погрузилась в пучину преобразований. Законы взаимосвязанного мира действуют. Это значит, что наступает очередь других стран, в том числе и стабильных. Когда писались эти строки, на глаза попала информация о перспективах расстановки политических сил на планете вообще и ведущих странах в частности. Аналитики единодушны в том, что серьезную озабоченность вызывает возможность изменения расстановки политических сил в ряде ведущих держав, прежде всего в США, экономика которых чрезмерно деформирована огромным военно-промышленным потенциалом. Как считают виднейшие представители интеллектуальных кругов Японии, при сохранении нынешних тенденций через 10 или 20 лет экономика США окажется в исключительно сложном тюложении92. 88. За активную помощь Федеральной пограничной службе 5.11.1997 г. автор данной книги была награждена Знаком отличия «За заслуги в пограничной службе» II степени. 89. См.: Парламентарии на таджикско-афганской границе. Думское обозрение, №128 (489); Депутаты ознакомятся с положением в приграничных округах. Думское обозрение, №126 (487); Депутаты на южной границе. Парламентское обозрение, №139 (491); Рубежи России требуют внимания правительства, №132(492). 90. Пограничная политика: идеи, отношения, организации и практической деятельность по использованию института государственной границы для реализации интересов государства. 91. Труд, 2000, 12 октября. 92. Накасонэ Я., Мраками Я., Сато С., Нисибэ С. После «холодной войны». Прогресс Универс, 1993. с. 264. Следующая глава: "Содружество независимых государств и легендарный Севастополь" СНГ Монтаж под ключ в компании заборы в Казани. Обзоры игры World of Warplanes в видео и статьях. Задать вопросы на кредитном форуме юристам. И получить полезные ответы. |
|
При использовании материалов со страницы пограничная служба России, ссылка на сайт обязательна! Казань 2007 - 2017 |