Вирус эгоизмаЖертвы или издержки реформ «Эгоизм спускается с цепи – Давно и не нами замечено, что общество устойчиво лишь до тех пор, пока люди, его составляющие, диалектически сочетают свои интересы, потребности и цели с потребностями самого общества и возможностями его функционирования. В противном случае может наступить социальная разбалансировка, ведущая к распаду существующих социальных связей и деградации всего общества. Крайности и здесь контрпродуктивны. Одинаково ущербны как попытки подчинять всех и каждого усредненной линии поведения всего общества, так и стремление быть абсолютно независимым от общества. В первом случае общество ни чем не будет отличаться от казармы, где все ходят строем и носят одинаковую форму. Во втором случае стремление быть в обществе и жить абсолютно независимо от него рано или поздно тоже приводит к деградации общества и самой личности. Что там ни говори, но человек как личность формируется исключительно через систему общественных связей, в соответствующей моральной и психологической атмосфере, на базе коллективного опыта поведения и деятельности, которые передаются из поколения в поколение. Это – аксиома. Однако в том и отличие, что если в математике аксиома – это теорема, не требующая доказательства, то в социологии, политологии и философии люди часто только тем и занимаются, что доказывают или опровергают эти аксиомы. Вот и сейчас настойчиво пробивается попытка доказать, что можно жить в обществе и быть свободным от него. Повсеместно наблюдаются проявления эгоизма. Как известно, эгоизм заключается не в любви к самому себе, а в большей, чем должно, степени этой любви. Это состояние возникает тогда, когда личность убеждена в том, что общество не стоит того, чтобы личность учитывала его интересы, а также интересы окружающих, и что удовлетворение ее потребностей должно быть в системе приоритетов и ценностей. Условия возникновения бывают разными. В одном случае личность, убедившись в своих реальных и мнимых достоинствах, считает, что может не только независимо существовать от общества, но и диктовать ему свою волю. Между прочим, все диктаторы и претенденты на этот пост характеризовались гипертрофированным чувством эгоизма и непомерно развитым честолюбием. В другом случае мерзости жизни, отнюдь не благоприятное окружение толкают человека на «самопогружение», на обособление от внешнего мира. Чувство собственного достоинства на фоне серого и мрачного общественного окружения требует большей степени любви к себе, так как нет надежды получить необходимое для материального и духовного развития от общества. Когда у значительной части членов общества отношение к переживаемой реальности становится негативным, когда люди начинают утрачивать смыслообразующие ценности, внутреннюю опору, когда на первое место выводится не просто «я», а стремление все подчинить этому «я», тогда «вирус» антисистемности, как зловредная опухоль, разрушает общественный организм. Для ситуации, в которой оказалась Россия, существуют благоприятные условия для вызревания эгоизма обоих видов. Экономические, политические и нравственные условия таковы, что они стимулируют индивидуальное, а не коллективное начало. Обеспеченные государством правила первоначального накопления капитала создают благоприятные предпосылки именно для грязного и кровавого его накопления. В то же время власти и общество, отвернувшись от интересов конкретного, как говорят, простого человека, тем самым дали знать ему: не надейся на помощь, надейся только на себя. В результате отчетливо просматриваются два вектора эгоизма. Один направлен на прогрессирующее личное обогащение за счет общественной собственности бывшего государства, за счет перераспределения уже приватизированного сразу после распада СССР и на создание соответствующей структуры отношений, работающей на собственное «я». Другой вектор эгоизма просматривается в стремлении уйти подальше от всех этих процессов, максимально освободиться от тех правил игры, в которую втянуто большинство населения, привыкшее покорно идти за вождями, руководствуясь известным принципом «одобрямс». Именно этот вид эгоизма толкает людей за рубеж, вынуждает их навсегда расстаться с родиной. В итоге страдает и все общество. В нем обостряются противоречия и отчетливо выступают линии разлома. Мы являемся свидетелями того, как эти линии разлома уже проходят через национальные отношения, отношения регионов и центра, отношения между поколениями, между властью и большинством населения, людьми с различными уровнями материального Достатка, политическими партиями и движениями, разными слоями населения. Несмотря на совершенно различные по своей форме и содержанию перечисленные ранее явления, их объединяет одно. На первое место ставятся только своя нация, только свой регион, только свое социальное сословие, только своя партия, только собственная персона и ее исключительное право на истину. В этой ситуации распад душ, отсутствие стремлений становиться лучше, сверять каждый свой поступок с совестью могут сыграть трагическую для судьбы нашей Родины роль. Не говоря уже о том, что эгоистически настроенные, забывшие свой патриотический долг люди не смогут создать процветающую экономику, так как производственные отношения в основе своей таковы, каков их носитель – человек, и усовершенствовать их можно лишь в той степени, в какой это позволяет природа этого человека. Эгоисты способны только грести под себя то, что не успели присвоить другие, и бросать камни в стеклянные окна чужих домов. Следующая глава: Жертвы или издержки реформ Точный калькулятор ОСАГО на 2017 год для Казани. |
|
При использовании материалов со страницы вирус эгоизма, ссылка на сайт обязательна! Казань 2007 - 2017 |