Вирус эгоизма


Жертвы или издержки реформ

«Эгоизм спускается с цепи –
подготавливается трусость и предательство»
А. Свечин


Давно и не нами замечено, что общество устойчиво лишь до тех пор, пока люди, его составляющие, диалектически сочетают свои интересы, потребности и цели с потребностями самого общества и возможностями его функционирования. В противном случае может наступить социальная разбалансировка, ведущая к распаду существующих социальных связей и деградации всего общества. Крайности и здесь контрпродуктивны.


Одинаково ущербны как попытки подчинять всех и каждого усредненной линии поведения всего общества, так и стремление быть абсолютно независимым от общества. В первом случае общество ни чем не будет отличаться от казармы, где все ходят строем и носят одинаковую форму.


Во втором случае стремление быть в обществе и жить абсолютно независимо от него рано или поздно тоже приводит к деградации общества и самой личности.


Что там ни говори, но человек как личность формируется исключительно через систему общественных связей, в соответствующей моральной и психологической атмосфере, на базе коллективного опыта поведения и деятельности, которые передаются из поколения в поколение. Это – аксиома. Однако в том и отличие, что если в математике аксиома – это теорема, не требующая доказательства, то в социологии, политологии и философии люди часто только тем и занимаются, что доказывают или опровергают эти аксиомы. Вот и сейчас настойчиво пробивается попытка доказать, что можно жить в обществе и быть свободным от него.


Повсеместно наблюдаются проявления эгоизма. Как известно, эгоизм заключается не в любви к самому себе, а в большей, чем должно, степени этой любви. Это состояние возникает тогда, когда личность убеждена в том, что общество не стоит того, чтобы личность учитывала его интересы, а также интересы окружающих, и что удовлетворение ее потребностей должно быть в системе приоритетов и ценностей. Условия возникновения бывают разными. В одном случае личность, убедившись в своих реальных и мнимых достоинствах, считает, что может не только независимо существовать от общества, но и диктовать ему свою волю.


Между прочим, все диктаторы и претенденты на этот пост характеризовались гипертрофированным чувством эгоизма и непомерно развитым честолюбием.


В другом случае мерзости жизни, отнюдь не благоприятное окружение толкают человека на «самопогружение», на обособление от внешнего мира. Чувство собственного достоинства на фоне серого и мрачного общественного окружения требует большей степени любви к себе, так как нет надежды получить необходимое для материального и духовного развития от общества.


Когда у значительной части членов общества отношение к переживаемой реальности становится негативным, когда люди начинают утрачивать смыслообразующие ценности, внутреннюю опору, когда на первое место выводится не просто «я», а стремление все подчинить этому «я», тогда «вирус» антисистемности, как зловредная опухоль, разрушает общественный организм.


Для ситуации, в которой оказалась Россия, существуют благоприятные условия для вызревания эгоизма обоих видов. Экономические, политические и нравственные условия таковы, что они стимулируют индивидуальное, а не коллективное начало.


Обеспеченные государством правила первоначального накопления капитала создают благоприятные предпосылки именно для грязного и кровавого его накопления. В то же время власти и общество, отвернувшись от интересов конкретного, как говорят, простого человека, тем самым дали знать ему: не надейся на помощь, надейся только на себя.


В результате отчетливо просматриваются два вектора эгоизма. Один направлен на прогрессирующее личное обогащение за счет общественной собственности бывшего государства, за счет перераспределения уже приватизированного сразу после распада СССР и на создание соответствующей структуры отношений, работающей на собственное «я».


Другой вектор эгоизма просматривается в стремлении уйти подальше от всех этих процессов, максимально освободиться от тех правил игры, в которую втянуто большинство населения, привыкшее покорно идти за вождями, руководствуясь известным принципом «одобрямс». Именно этот вид эгоизма толкает людей за рубеж, вынуждает их навсегда расстаться с родиной.


В итоге страдает и все общество. В нем обостряются противоречия и отчетливо выступают линии разлома.


Мы являемся свидетелями того, как эти линии разлома уже проходят через национальные отношения, отношения регионов и центра, отношения между поколениями, между властью и большинством населения, людьми с различными уровнями материального Достатка, политическими партиями и движениями, разными слоями населения.


Несмотря на совершенно различные по своей форме и содержанию перечисленные ранее явления, их объединяет одно. На первое место ставятся только своя нация, только свой регион, только свое социальное сословие, только своя партия, только собственная персона и ее исключительное право на истину.


В этой ситуации распад душ, отсутствие стремлений становиться лучше, сверять каждый свой поступок с совестью могут сыграть трагическую для судьбы нашей Родины роль. Не говоря уже о том, что эгоистически настроенные, забывшие свой патриотический долг люди не смогут создать процветающую экономику, так как производственные отношения в основе своей таковы, каков их носитель – человек, и усовершенствовать их можно лишь в той степени, в какой это позволяет природа этого человека.


Эгоисты способны только грести под себя то, что не успели присвоить другие, и бросать камни в стеклянные окна чужих домов.




Следующая глава: Жертвы или издержки реформ


Точный калькулятор ОСАГО на 2017 год для Казани.


карта сайта            написать письмо автору

Навигация
При использовании материалов со страницы вирус эгоизма, ссылка на сайт обязательна!
Казань 2007 - 2017
Узнать кто звонил - sofica ответит. Узнать номер телефона http://forex-2013.ru/n/nomera можно онлайн. Хостинг от uCoz